Наука и ее код. Наука и бизнес - совместимые понятия?

Размышления в диалоге с преподавателем Университета ИТМО: сегодняшняя тема беседы связана с вопросом: «Каким образом современному ученому удается совмещать научную деятельность с бизнесом, и какие перспективы в ближайшем будущем могут появиться у бизнеса благодаря науке?» На вопросы корреспондента отвечает Бережков Андрей Вячеславович, педагог кафедры Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере.

Андрей Вячеславович, бытует мнение, что в науке остаются только истинные ценители знаний, идейные люди. Буквально накануне нашего с Вами общения мне сообщили, что Вы - уникальный человек, которому оба эти направления удается успешно совмещать.
Андрей Вячеславович: Совмещать бизнес-практику и преподавание легко, потому что все программы в университете адаптированы под бизнес. Это сделано в соответствии с требованиями бизнеса; большинство тех предметов, которые преподаются в рамках кафедры Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере в нашем Университете направлены на решение именно прикладных задач. Поэтому та деятельность, которая относится к «бизнесовой» части: управление проектами, программирование, - переносится и на обучение самих студентов. Безусловно, что оба эти направления непросто совмещать, однако, есть временные интервалы, в которых бизнес способен сам спокойно существовать без пристального контроля, особенно, когда команда способна успешно самоорганизоваться, а это происходит в большинстве случаев, иначе сам продукт не получится.

Какую методологию систем управления Вы используете в рамках работы над продуктом или над проектом? Какой опыт работы с этими системами был у Вас лично?
Андрей Вячеславович: Наверное, я скажу так: использовать ту или иную методологическую систему управления в чистом виде нельзя, т.к. все они не адаптированы под конкретные проекты и под конкретную команду. По личному опыту, по работе команды из пяти человек, (а это небольшая команда, не считая сторонних разработчиков на фрилансе, к которым мы обращаемся периодически) мы используем методологию Scrum в формате Agile. В настоящее время Scrum адаптирован под такие продукты, как Jira и Trello.  Перечисленный набор инструментов помогает реализовать эту методологию, так как это удобно и практично. Благодаря этой методологии, удается курировать весь процесс создания продукта и отслеживать все изменения, вносимые тем или иным разработчиком, а также проводить наблюдение за самими бизнес-процессами в комплексе. Т.о., не имея команды в одном офисе, появляется возможность отследить, какие задачи были выполнены, какие в настоящее время выполняются, а какие – нет. Поэтому легко сразу сделать какие-либо выводы и проанализировать время, которое было затрачено. Самое важное, что эта методология позволяет получить инструмент полноценного управления проектами в любом месте и в любое время. 

Что вас радует при работе со студентами в Университете ИТМО?
Андрей Вячеславович: Когда сами студенты приходят, рассказывают и делятся своими успехами, когда они начинают применять теорию на практике и становятся профессионалами; когда начинают самостоятельно развиваться таким образом, что сам можешь что-нибудь почерпнуть у них.

Как часто Вы понимаете, что наступил тот самый момент, когда можно узнать что-нибудь новое для себя от студентов? И что это?
Андрей Вячеславович: Обычно - это идеи. Ежегодно, - это одна, в лучшем случае, - две идеи, которые обращают на себя внимание преподавателя. Потом мы берем эти идеи на вооружение для улучшения общего уровня преподавания.

С представителями каких сфер бизнеса в рамках профессиональной деятельности вне стен вуза Вам чаще всего приходится общаться; как быстро удается завершать проекты для них?
Андрей Вячеславович: По поводу «завершать» какой-либо проект, мне сложно сказать, что мы окончательно завершаем именно сам проект. Т.к. это достаточно длительный процесс, то, скорее всего, - это появление неких новых вводных, новых требований по проекту со стороны заказчика и определенного перечня изменений впоследствии. А из тех проектов, которые мы сейчас ведем, мы разрабатывали для нескольких университетов индивидуальные системы по контролю за студентами и за процессом образования. Со стороны законодательства есть ряд требований к информационным системам, а со стороны вузов имеется ряд идей по улучшению работы, и на этом стыке - закона и потребностей - мы реализуем подобные проекты. Первый проект мы начали два года назад, а последний - год назад. На основании собственного опыта могу отметить, что после внедрения проекта у заказчика обязательно появляются некие новые идеи или новые технические задания, которые требуют своего воплощения в готовом проекте, с чем и приходится работать. Поэтому, сказать, что мы завершили проект, пожалуй, однозначно нельзя. 

Это отечественные вузы? 
Андрей Вячеславович: Да, именно так. В зарубежных высших учебных заведениях совершенно другая система обучения, а мы работаем с нашими вузами.

Приходится ли Вам обращаться к юридической поддержке в вузе?
Андрей Вячеславович: В рамках работы в Университете ИТМО - да, когда это касается образовательного процесса и некоторых изменений в законодательстве, о которых важно сообщить студентам. В этом случае у преподавателей есть такая возможность, которой мы с удовольствием пользуемся. 

А в рамках профессиональной деятельности в бизнесе?
Андрей Вячеславович: В бизнесе также приходится отслеживать изменения на базовом уровне права. На мой взгляд, на этом уровне в российском законодательстве нет каких-либо запутанных вещей или сложных в понимании статей. Достаточно сесть, прочитать сами законы, подзаконные акты - и этого достаточно, чтобы понять, где мы находимся, куда нам идти и что делать с этим.

Ранее Вы осветили один из векторов деятельности Вашего бизнеса – это создание «индивидуальной системы по контролю за студентами и за процессом образования». Скажите, какие векторы развития фирмы, с которыми Вы работаете, в данный момент также актуальны?
Андрей Вячеславович: По основной нашей деятельности мы работаем с indoor-навигацией – это ряд решений по позиционированию внутри разных помещений при помощи смартфона, когда последний, благодаря мобильному приложению, становится полноценным навигатором. Эта технология помогает в кратчайшее время отыскать кратчайший путь к нужному магазину в гипермаркете или найти свой автомобиль на парковке. Именно с этого и началась наша коммерческая деятельность: вначале мы привлекли первые деньги на грант благодаря акселератору «Future Technologies» Университета ИТМО, затем - средства на разработку по программе «СТАРТ» Фонда инноваций, а сейчас занимаемся продажами и внедрением.

Есть ли у Вас какие-либо сложности, с которыми пришлось столкнуться в процессе продвижения разработки по indoor-навигации?
Андрей Вячеславович: К сожалению, когда мы проводили маркетинговые исследования, выяснилось, что данная разработка в России, мягко говоря, не востребована, несмотря на удобство в эксплуатации и низкую стоимость: ни ритейлеры, ни государственные организации не заинтересованы в ее применении. Поэтому сейчас мы ищем новые пути применения этой технологии.

Вы пытались представить проект где-нибудь еще?
Андрей Вячеславович: Да, была сделана попытка представить разработку в Финляндии. На посевном этапе разработка так же была представлена в Бельгии.

Какой отклик Вы получили?
Андрей Вячеславович: За рубежом оценили. Рассмотрели идею. Однако выяснилось, что у финнов уже есть подобный собственный проект. О нашей разработке – до ее представления – они слышали и заочно нас прекрасно знали. Однако для них (финнов), мы внесли изменения и теперь разработка стала направлена несколько в другую область: использование электронных визитных карточек с датчиками, на которых хранятся все контактные данные и которые могут быть использованы как пропуск с возможностью считывания их через особое мобильное приложение. Приведу пример: допустим, 50 человек сидят в аудитории, у 7-8 есть такие карточки, а я, включая смартфон с особым мобильным приложением, могу получить контакты всех этих людей и продолжить коммуникацию с ними как во время выступления, так и после него.

Чем еще Ваши научные изыскания помогают Вашей деятельности в бизнесе?
Андрей Вячеславович: Хороший вопрос. Помимо всего прочего меня увлекает тема кадровой оценки квалификаций. Это особенно актуально в связи с введением в России новой системы профессиональной оценки квалификаций и профессиональных стандартов, которая призвана помочь оценить знания, умения и навыки соискателя.  И здесь важно придумать, как можно автоматизировать процесс оценки истинных знаний человека, когда необходимо объективно определить владеет ли человек нужным набором профессиональных компетенций, а для этого важно проработать саму систему и создать ее. Так как приходится сталкиваться с ситуацией, когда человек бывает некорректен в ответах на вопросы (а нам нужны не просто ответы «да» или «нет» по поводу знаний, а необходимо узнать, насколько хорошо именно он знает свое дело), то для этого необходима градация и тонкая настройка. Именно здесь и возникает научный интерес и ряд вопросов: «как это оценить», «какие методы анализа данных использовать», «как отсечь те ответы, что не относятся к делу». И получается, что эта моя бизнес-деятельность очень тесно связана с моей научной деятельностью, когда одно без другого быть не может.

Получается, что в будущем вы планируете не просто облегчить жизнь сотрудников отдела кадров, а даже заменить их?
Андрей Вячеславович: Да, Вы все правильно поняли. Все именно так. Это одна из стратегических маркетинговых задач, это бизнес-часть будущей разработки. Сотрудников в компании будет проще подбирать, а самим сотрудникам станет проще найти работу, т.к. такие субъективные человеческие факторы, как «лично мне нравится» или «лично мне не нравится кандидат», будут исключены. Существующие системы поиска кандидатов (hh.ru, superjob.ru и job.ru) обладают только поиском по тегам, а сам поиск осуществляется по набору квалификаций и опыта. Эти системы поиска очень грубые. Например, мы хотим найти человека со всеми необходимыми знаниями и компетенциями с тем, чтобы в будущем он занял должность руководителя отдела. В таком случае, если человек указывает, что он знает 1С и указывает уровень владения - «средний», то это совершенно ничего не говорит о том, умеет ли этот человек выставлять налоговую отчетность. В нашей системе мы хотим предусмотреть возможность подразделять компетенции на блоки, добавлять дополнительные критерии отбора, чтобы появилась возможность досконального анализа сотрудника по предъявляемым к нему требованиям для исполнения рабочих задач как сейчас, так и в перспективе.

Скажите, какие три самые важные вещи необходимы для Вашей деятельности как ученого и как бизнесмена?
Андрей Вячеславович: О! Это, безусловно, - команда! И здесь сложно сказать, где она важнее, пожалуй, даже делить не буду, так как команда как в науке, так и в бизнесе - это те люди, с которыми ты не просто работаешь, - это те люди, которые определяют тебя. Вряд ли я буду работать с теми людьми, которые мне неприятны. Если команда слажена, то результат всегда будет. Не скажу, что всегда отличный, так как появляется энное количество переменных, которые могут повлиять на результат, но он будет всегда хороший и стабильный. Это самое важное. В бизнесе важно понимание психологии, т.к. необходимо знать почему и как человек поступает, что им движет, а также важен тайм-менеджмент – понимание чувства времени собеседника, будущего партнера. А вместе - это определяет стратегическое видение в бизнесе. Если не ошибаюсь, Директор нашего мегафакультета, доктор технических наук Бухановский Александр Валерьевич как-то отметил, что «ученым сегодня не хватает именно стратегического видения».

У современных ученых отсутствует стратегическое видение?
Андрей Вячеславович: Да, потому что это сложно, потому что оно присутствует в рамках развития научных концепций. А вот приложение на практике, в сфере бизнеса, идет тяжелее. Поэтому мы должны видеть, что и как делать, чтобы достичь конкретного результата. Наверное, - это ключевой момент, который должен присутствовать.

Чем вы занимаетесь вне стен университета и вне стен компании, какой Вы человек? Чем Вы увлекаетесь или что делает Вас счастливым?
Андрей Вячеславович: вы знаете, примерно год-два назад моим основным занятием было скалолазание. С 90-х годов организованными группами водил детей в походы. Однако год назад у меня появился ребенок.
Поздравляю Вас!
Андрей 
Вячеславович: Благодарю! И вот, теперь все свободное время я занимаюсь с ребенком, либо занимаюсь семьей и провожу свободное время, которого не так много, с близкими и родными людьми.

Это сейчас для Вас самое главное и самое ценное?
Андрей Вячеславович: Да! И есть вторая причина: на что-либо другое уже просто не хватает времени. 

Текст и фото: Елизавета Кобец
Ведущий инженер
кафедры интеллектуальных технологий
в гуманитарной сфере Университет ИТМО

 

 

Информация © 2015-2018 Университет ИТМО
Разработка © 2015 Департамент информационных технологий