Традиции побеждать. Студенты Университета ИТМО - победители Хакатона «Собери университет 20.35»

Команда студентов Университета ИТМО заняла 1 место в г. Санкт-Петербург в хакатоне «Собери университет 20.35», на котором разрабатывались идеи для практики университетов будущего. Команда победителей состояла из пяти человек с разных кафедр университета. Среди них - Иван Якушев, студент 1 курса кафедры ИТГС.


Якушев Иван Сергеевич, студент кафедры ИТГС, с дипломом I степени.

Хакатон «Собери университет 20.35» – уникальный проект, который одновременно проходит по всей России в шести городах: в Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, Томске, Владивостоке и Махачкале, и отражает трансформирующее влияние цифровых технологий на образование. 

На конкурсе в режиме трехдневных интенсивных мероприятий умные, прозорливые и изобретательные участники создавали и проектировали программные продукты, благодаря которым можно изменить учебный процесс, в котором главная роль отводится студентам.

Что Вам дало участие в хакатоне?
Иван Якушев: Хакатон позволил получить первоклассную экспертизу от профессионалов в сфере it-технологий, опыт работы в команде при решении практических задач и здоровый азарт.

В чем заключается уникальность Вашего проекта?
Иван Якушев: Это идеи для практики университетов будущего и модернизация образования с учетом новых стандартов в информационных технологиях. На хакатоне были различные типы задач, и, если я не ошибаюсь, их было шесть; мы выбрали задачу по биометрии и предложили решение - программу, которая собирает различные биометрические и поведенческие данные от пользователей во время прохождения курса обучения онлайн и проводит их анализ. Например, программа позволяет понять, что у пользователя возникли какие-либо трудности или он отвлекся, или заскучал во время прохождения теста. Помимо нас такую же задачу выбрала только одна команда. Однако наши соперники проект так и не представили.

Есть ли у разработки для обучающихся отличительная черта?
Иван Якушев: Помимо работы с большими базами данных мы разработали эталонные выборки по времени и по поведению пользователей, которые помогают определить «зоны аномалий», в которых они могут оказаться. Один и тот же образовательный процесс может подразумевать множество вариантов проблем в процессе обучения. За этими простыми словами скрывается достаточно большое количество ситуаций, и для каждой из них необходимо было предложить свое решение, чтобы вывести человека из этой «зоны аномалии». Например, на платформах онлайн курсов Coursera и Edx в конце обучения по тому или иному курсу можно проставить рейтинг и оставить отзыв, но многие пользователи, завершая курс, этого не делают. Мы же учли этот опыт и добавили интерактивность в проект благодаря тотальному анализу поведения пользователя. В любой момент, при изучении обучающих материалов, во время просмотра видео или тестирования, мы способны понять, что появилось некое отклонение от эталонного поведения или возникли определенные трудности: человек мог просто отвлечься на посторонние дела, и поэтому не велось изучение материала, или время на решение задач упущено по причине сниженного внимания или безграмотной формулировки вопроса. Также мы можем классифицировать эти отклонения как на уровне пользователя, так и на уровне составителя программы курса и продолжить работу с проблемным маркером. Например, если это связано с простым непониманием изучаемой информации, то программа фиксирует этот момент и предоставляет пользователю все необходимые разъяснительные материалы, после чего продолжает обучение при поступлении определенных сигналов: все ясно, все понятно, все в полном порядке.

Какие разработки других участников хакатона вы запомнили?
Иван Якушев: Многие команды выбрали задачи, связанные с разработкой и составлением профиля электронных компетенций – это агрегатор со всеми достижениями человека, как, например, портфолио. Кто-то делал из этого модуль, кто-то разрабатывал площадку, которая способна не только представить основную информацию о достижениях, но еще на основании вводных найти и предложить работу по профилю. Однако, были разработаны алгоритмы, но не решения; были презентации продукта, но не демонстрации технических разработок. 

По какой системе Вас оценивало жюри?
Иван Якушев: К сожалению, с системой оценивания нас не познакомили, однако, оценивали в баллах. В составе самого жюри были представители организаторов, инвесторов и университетов, которые заслушивали защиту проектов со стороны капитанов команд. На саму защиту выделялось пять минут. Слушали и фиксировали цель проекта, его описание и решение, а дальше важно было провести техническую демонстрацию готовой программы. 

Как проходил хакатон?
Иван Якушев: Организация всего процесса оказалась достаточно необычной. Все три дня можно было постоянно находиться на площадке и писать программу. Однако, мы приняли решение, что будем работать с 9 часов утра до 21 часа вечера и нормально отдыхать ночью. Сами участники были разведены по двум залам, по 50 человек участников в каждом, и в каждом зале было по 7 человек в жюри. При этом техническую предзащиту проекта мы обязаны были делать для жюри в другом зале. Благодаря этому, команды получали экспертизу с комментариями по всем недостаткам, над которыми можно было успеть поработать: что-то подправить или что-то убрать. В момент работы над программой ко всем подходили менторы из обоих залов, которые периодически задавали вопросы. Вначале их воспринимали за неких людей со стороны или возможных инвесторов, так как было непонятно кто это. Потом оказалось, что они многим помогли, так как задавали грамотные вопросы и были представителями жюри. 

Какую помощь вопросы менторов оказали Вам?
Иван Якушев: Своими наводящими вопросами они заставили задуматься о плоскости онлайн образования, после чего мы подумали и сместили разработку в это русло. 

Как часто к Вам подходили?
Иван Якушев: Подойти два раза в день – это стабильно. Так подходили ко всем и проверяли сам процесс работы на разных этапах, чтобы увидеть, что нами вообще уже сделано.

Сколько было победителей?
Иван Якушев: В каждом зале были свои призеры; по три места на зал.

Что произошло после победы?
Иван Якушев: Во-первых, нас пригласили участвовать на следующий хакатон в феврале 2018 года. Во-вторых, примерно через несколько недель после победы нам пришла информация о дате награждения в Москве. Туда полетел Игорь Кузнецов - наш капитан. Организаторы оплатили поездку в столицу и вручили чек невероятно большого размера на сумму в 100 000 рублей – это на всю команду. 


Фотография финалистов. В центре Кузнецов Игорь Сергеевич, Капитан команды «FutureBoost». *

Как были распределены роли в команде?
Иван Якушев: Наша команда «FutureBoost» состояла из пяти человек. Игорь Кузнецов, Капитан, занимался модулем аналитики, то есть, выявление всех аномалий и работа с основным набором данных о пользователе - big data - была также полностью на нем. Тимофей Волков занимался back-end разработкой и работой сервера. Рита Федотова занималась составлением теста и его логикой. Еще был Вадим, сокурсник Игоря и Тимофея, однако, я не помню его фамилии, он занимался front-end разработкой.

Какие у Вас планы на будущее?
Иван Якушев: Для начала отучиться на бакалавра и продолжать работать программистом по специальности. Многие студенты на кафедре ИТГС востребованы уже с первого курса, и я - не исключение. В настоящее время работаю с технологией blockchain, на базе которой создаю те или иные программные продукты для криптовалютной биржи. В будущем думаю продолжить обучение на кафедре ИТГС по направлению «Хемоинформатика и молекулярное моделирование» у Порозова Юрия Борисовича.

Лао-Цзы некогда было сказано: «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага». Вы помните Ваш первый шаг по направлению образования в Университете ИТМО?
Иван Якушев: С детства очень интересовался компьютерами, как они работают, как они устроены, и где-то в классе седьмом к нам пришли представители ИТМО с факультета средне-профессионального образования ФСПО. У них была подготовительная база «СЕГРИС», где обучали компьютерным технологиям: от 8 класса до высшего. Поэтому я продолжил образование на ФСПО Университета ИТМО.

Команда победителей хакатона «Собери университет 20.35»:

Кузнецов Игорь Сергеевич, Капитан, студент, 1-й курс, факультет ИКТ, кафедра ПС
Якушев Иван Сергеевич, студент, 1-й курс, факультет ИКТ, кафедра ИТГС
Федотова Маргарита Михайловна, студент, 1-й курс, факультет ПИ и КТ, кафедра ВТ
Волков Тимофей Игоревич, студент, 1-й курс, факультет ИКТ, кафедра ПС
Богатырев Вадим Вадимович, студент, 1-й курс, факультет ИКТ, кафедра С и ОТ

Кафедра «Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере» (ИТГС) поздравляет победителей!

Текст и фото: Елизавета Кобец
Ведущий инженер
кафедры интеллектуальных технологий
в гуманитарной сфере Университет ИТМО

* Фотография финалистов: открытые источники интернета.

Информация © 2015-2018 Университет ИТМО
Разработка © 2015 Департамент информационных технологий