Девушки в IT: профессиональное развитие и опыт работы в лучших международных компаниях

В последние годы процент девушек в сфере IT стал стремительно расти. Многие из них начали изучать программирование в результате искреннего интереса, другие - из-за непростой экономической ситуации, а кто-то - из желания развиваться дальше, изучать нечто неизведанное и новое, чтобы не стоять на месте, - уверена Анастасия Самойленко, выпускница 2018г. магистерской программы кафедры ИТГС Университета ИТМО и действующий специалист в международной компании «Intermedia». 

Есть несколько вариантов развития карьеры. Наиболее простой для будущих специалистов - налаживание связей с потенциальным работодателем, например, еще находясь в статусе студента в стенах вуза. Ради получения базового опыта работы иногда приходится дипломатично идти на уступки, соглашаясь с предложением, которое в настоящее время представлено на рынке. Для многих - это выход и шанс для роста будущих профильных компетенций в IT.

Например, для студента без какого-либо опыта работы значимый прирост знаний и понимание проблем бизнеса может обеспечить только наблюдение бизнес-процессов изнутри. Информация, которая появляется во время таких наблюдений, зачастую помогает придумать, создать и предложить необходимое IT-решение со стороны программиста, чтобы снять логически нерешаемый барьер.

Почему Вы выбрали именно технический вуз и кафедру ИТГС?
Анастасия: Несколько лет назад, когда сдала ЕГЭ по гуманитарному профилю (английский, обществознание и историю), выяснилось, что экзамены я сдала, однако не на те баллы, на которые ожидала, и идти на те направления, на которые собиралась поступать, подавать документы уже смысла не было. В тот момент я очень сильно расстроилась и почувствовала, что означает выражение «руки опускаются», так как поняла, что туда, куда я мечтала пойти учиться, я уже не попаду, и отдыхать тоже не поеду.  Моей мечтой были предметы гуманитарного профиля: связи с общественностью, реклама, маркетинг. В школе я всегда была где-то посередине между гуманитарными и техническими науками. Не было такого, что где-то сильно «проваливалась». По окончании школы в аттестате зрелости была всего одна четвёрка, все остальные – пятёрки. Ни у кого не было сомнений, что я нормально сдам ЕГЭ потому, что все пробные испытания проходила с баллом 85 и выше по всем выбранным предметам. На тот момент технический вуз казался мне чем-то непонятным: новая область; программист - новая непонятная профессия. И кем быть и где работает - тоже неясно. В тот момент в приемной комиссии мне посчастливилось пообщаться с Хлопотовым Максимом Валерьевичем, преподавателем кафедры ИТГС, и в сложный переходный период именно он дал те необходимые разъяснения (по поводу образования, по профессии), которые позволили сориентироваться в жизни.

Что повлияло на итоговые результаты, как случилось, что они оказались другими?
Анастасия: Наверное, я не справилась с определенным уровнем волнения, которое начинает возникать за год и даже за два года до самого ЕГЭ.  На самом деле, мне сложный сказать. Пожалуй, я где-то перепроверяла, а где-то что-то не проверила. В моем случае, на каждом экзамене по предметам ЕГЭ происходило нечто непредвиденное. Если вспомнить сочинение по русскому языку, то там не приняли одну часть; в итоговых результатах выяснилось, что я взяла проблему из другой части, хотя заявленная проблема была в тексте условий сочинения моей части. С историей получилось так, что какие-то общие мелкие недочеты повлияли на результат финальной части при том, что в обеих частях - А и В - все задания были практически идеально выполнены. Так оказалось, что лучше всего я сдала только английский. Новость по последнему предмету сильно удивила меня, так как на подготовку именно этого предмета я потратила меньше всего времени. После того, как пришли первые результаты экзамена ЕГЭ по русскому языку, уже было всё понятно; по этому предмету я получила меньше 70 балов, вместо ожидаемых 85. Пришлось начать думать и искать, куда можно пойти учиться. Потребовалось изучить сайты большого количества университетов, ознакомиться с возможностями разных направлений и образовательных программ, а также обращать внимание на комбинацию предметов: русский язык, математика, английский или русский язык, математика, обществознание. Мне невероятно повезло: в тот год английский язык был профильным из всех сдаваемых при поступлении предметов по направлению подготовки «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» на кафедре ИТГС Университета ИТМО; по сумме трех предметов (английский язык, математика и русский язык) я успешно прошла вступительные испытания и поступила на контрактной основе в Университет ИТМО. Очень жаль, что до бюджета не хватило каких-то 10-ти баллов.

Вы помните каким был Ваш первый день в Университете ИТМО?
Анастасия: Перед первым сентября, дней за 15, я сделала себе афрокосички, – это были косы средней длины моего же цвета волос, но выглядело это для наших широт довольно экстравагантно. 31 августа мы пришли получать свои пригласительные билеты, чтобы пойти на представление для первокурсников, которое было запланировано на 1 сентября и, помимо прочего, включало встречу с заведующим кафедрой, преподавателями и сокурсниками. В тот момент, когда проходила регистрацию, на некотором отдалении стояла девочка - Юля Костинникова, которая оказалась нашим куратором и была старше на 1 год. Увидев меня, она сказала: «Ты точно катаешься на сноуборде, ты занимаешься танцами и у тебя - классные косички!» В этот момент я поняла, что всё, я там, где надо, здесь мне рады и всё точно будет в порядке; точно будет весело, точно будет хорошо и можно не переживать. После этого я посетила концерт, а волнение по поводу будущего отступило вовсе.

Если говорить об опыте работы: когда Вы начали работать, как это было?
Анастасия: Я начала работать на втором курсе. Это был мой выбор, так как хотела чуть-чуть помочь своим родителям. Помню, что в тот момент решила, что пусть это будут какие-нибудь пять - семь тысяч рублей, которые я буду тратить на еду, но я хотела их как-то начать сама зарабатывать и немножко помочь родным.  Первое, что пошла делать - это был сетевой маркетинг в компании «Oriflame», а так как у меня были друзья и знакомые, которые этим занимались, то и я решилась попробовать. Самое удивительное, что мне сразу удалось зарабатывать необходимую сумму денег. Помню, что перед Новым годом, когда все готовились к празднику и запасались подарками, уже заработала около 10 000 рублей и купила себе две пары обуви: ботинки и сапоги. И пусть это были не очень дорогие вещи, и потратила я на себя не всю сумму, а еще удалось сделать презенты близким, но я смогла это сделать, и помню этот момент до сих пор. Так продолжалось три месяца. Надо понимать, что на этой работе нужно носить с собой каталоги и раздавать их в большом количестве - по 20 - 25 штук, - это довольно тяжело; также обстоит дело и с заказами, их следует вовремя доставить по необходимому адресу, а это - время и расстояние. Все перед тем же Новым годом думаю: «Ну, все, хватит!», и тут случилось так, что благодаря «Oriflame» я нашла свою вторую работу. На площади Восстания ко мне подошла бабушка, которая искала именно эту компанию; она хотела в ней зарегистрироваться. Я ей помогла, отвела в офис, где она прошла основную процедуру, а на обратном пути она меня спрашивает: «Ты ладишь с компьютером? Нам здесь рядом в офисе нужен секретарь с техническим знанием!» В итоге она привела меня в «Художественный фонд Вячеслава Чеботаря». Руководителю этой организации был нужен человек, приходящий несколько раз в неделю для работы с почтой, и всем тем, что касается компьютеров, и всего, что с этим связано. В итоге мы договорились о том, что я буду приходить два раза в неделю и заниматься техническими вопросами для обеспечения деятельности Фонда. Постепенно, месяц за месяцем, мои обязанности начали расти: фотографировала, готовила интервью, помогала в открытии выставки, общалась с коллегами руководителя. В какой-то момент мои обязанности стали превращаться в подобие снежного кома, а финансы лишь уменьшались, начали урезать зарплату. Подумав, я решила, что так больше нельзя и мы попрощались с Фондом. А так как дело уже было весной, и в голове стали появляться мысли о лете и о том, что я хочу на море, а для этого нужно больше денег. В итоге я пошла работать в ресторан и попала в «Ginza», в их новый проект «ОбедБуфет» - и вновь это была площадь Восстания. Там я устроилась барменом-кассиром (всегда хотела попробовать это дело, и помню, что обрадовалась такой возможности). За три месяца я смогла заработать около 80 000 рублей на отдых. Отдохнув и набравшись сил летом, после отпуска я подошла к нашему руководителю с просьбой об изменении расписания: работать полный день 2 через 2 больше было невозможно. Начался третий курс и необходимо было продолжать обучение в университете. К счастью, мне пошли на встречу. В таком режиме я ещё проработала в «Ginza» до следующего лета и там же проходила производственную практику в качестве программиста.

Расскажите подробнее, в чем заключалась производственная практика?
Анастасия: Она заключалось в том, что я придумала, как можно сделать статистический анализ продаж определенных блюд. По итогу этой работы, в «Ginza» постарались внедрить использование анализа в практику. Вторая часть этого анализа заключалась в том, чтобы создать комбинированные обеды и наборы, которые будут пользоваться популярностью; в этой части работы учитывалось соотношение того, что включено в набор, с ценой по отношению к конкретной целевой аудитории. Главное было получить разрешение на работу с финансовой информацией, т.к. важно было узнать, что именно человек приобрел, т.е. интересовал именно набор продуктов и блюд из этого набора. Далее я исследовала то, что встречается чаще, а именно: определенный набор, который включает какие-то 3 позиции вместе. После чего, на основе статистических методов, предложила возможные варианты для последующей реализации. Подтверждением предложений была практика приобретения, привязанность и любовь к тем или иным блюдам. После окончания производственной практики я уволилась из «Ginza». На этом моя деятельность не по специальности закончилась; к этому моменту я поняла, что пора уже идти развиваться. Тем более, что это довольно интересно. 

О главном: сложно ли учиться на программиста?
Анастасия: Мне было достаточно интересно, хотя да, непросто. Несмотря на первый-второй курс, когда начинают преподавать само программирование, которое по сложности можно сравнить с изучением очередного иностранного языка. В моём понимании, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере совмещают в себе две сферы: гуманитарную и техническую; собственно, я всегда была между этими двумя сферами еще со школьной скамьи. Тяжело было потому, что ранее я с этим не сталкивалась, не было опыта, однако в Университете ИТМО у меня появились друзья, которые помогали и выручали, поддерживали и учили понимать код. По себе могу сказать, что код я начала понимать, когда самостоятельно смогла написать блок-схему и смогла объяснить ее. Именно этот момент на втором курсе я очень чётко помню: меня просто «пробило», «проклюнуло» тогда. Когда же пошли более сложные темы, объектно-ориентированное программирование, вот тогда я начала делать проекты осознанно и полностью самостоятельно. И, как ни странно, простые вещи в изучении у меня шли более сложно; когда же начали изучать что-то более сложное и, может быть, более структурированное, - у меня всё сложилось, всё встало на свои места.

От желания помочь родным до возможности работать по профессии у Вас ушло полтора года?
Анастасия: Да, на третьем курсе решила, что пора идти на стажировку по профессии и начала что-то искать и пробовать. Моей первой стажировкой стала работа «аналитика QlikView» в компании «Digital Design». Вместе с другими претендентами из разных вузов я прошла тестирование, выполнила задания и получила возможность работать с продуктом «Microsoft Business intelligence». Мы работали с базой данных, создавали таблицы, связи, осуществляли проработку запросов, проверяли общую проверку работы всех элементов, и это был один этап работы. По второму этапу мы строили срезы, кубы, осуществляли аналитику, получали одни аналитические данные из других. На третьем этапе работы – reporting services – уже делали расчет диаграмм, формировали и визуализировали отчеты на основании имеющихся данных, чтобы предоставить их руководителю для следующих этапов работ. В это же время Департамент по трудоустройству выпускников Университета ИТМО организовал курс «ТЭТ» («Технологии эффективного трудоустройства», - Прим. ред.), на котором рассказали, что такое резюме и как его правильно составлять, как его смотрит кадровый сотрудник, с каких точек зрения критически относятся к кандидатам, как происходит сам процесс выбора сотрудников, как правильно себя вести на собеседовании и главным условием курса было участие в массовом собеседовании с представителями профильных компаний рынка IT. Благодаря этому, все кто проходил курс, «набили руку» на практике в составлении необходимых документов – резюме – и прошли «экспресс-свидание» с большим количеством кадровиков. На этой встрече были представители компании «Awara IT Solutions», занимающейся IT-консалтингом. Из общения с этими представителями стало понятно, что плоскость работы связана и с гуманитарной сферой, и с технической, что, повторю, очень близко мне. В этой компании я нашла соприкосновение в том, что у них есть IT-консультанты, во-первых, работающие между программистами, в задачи которых входит создание кода, а во-вторых, они (IT-консультанты) тесно взаимодействуют с заказчиком. Продуктом выступал «Microsoft Axapta», его необходимо было установить в компании заказчика, мы же, как сотрудники «Awara IT Solutions», адаптировали и настраивали этот зарубежный продукт консолидированной отчетности и управления под бизнес-процессы клиентов, которыми выступали российские представительства международных компаний, которым важно совместить международную систему отчетности с российской. А так как данные по уровням отчетности (международной отчетности и российской отчетности, - Прим. ред.) предоставляются и анализируются по-разному, то это является серьезной проблемой для бизнеса. И так получилось, что представители «Awara» искали студентов с определенным складом ума, с определенным логическим мышлением. Вначале предложили пройти адаптационный период – оплачиваемую стажировку: в это время необходимо было выполнять и сдавать задания. Чуть позже в компании предлагают постоянную работу и оформляют в штат. Так, с первого семестра четвертого курса, я стала заниматься IT-консалтингом.

Удалось получить предложение по трудоустройству?
Анастасия: Удалось, однако все сложилось совершенно не так, как я ожидала, все вышло наоборот, как-то неожиданно и вне планов. Так получилось, что после защиты диплома, после четвертого курса, я отдохнула 15 дней, пришла 1 июля, оформилась и начала работать в «Awara», но... на защитах наших дипломов присутствовала Никифорова Екатерина, которая является директором по персоналу компании «Intermedia», сотрудничающая с нашей кафедрой Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере Университета ИТМО. На тот момент в «Intermedia» открывалась стажировка «Project manager Intern». С нашего курса Екатерина выбрала 6 человек, в которых что-то увидела - тех, кто ей приглянулся, тех, кого она была готова позвать на стажировку. После защиты диплома от Наталии Николаевны Горлушкиной, заведующего кафедрой ИТГС, пришло письмо с информацией: «Вас приглашают на собеседование на оплачиваемую стажировку, которая открывается в ближайшее время, и уже по ее итогам кто-то может быть трудоустроен в Санкт-Петербургском представительстве международной компании». Так я решила рискнуть: 4 часа в день я работала в «Intermedia», а остальное время – в «Awara».

Если сравнивать должность «Project manager Intern» в «Intermedia» с должностью «IT-консультанта» в «Awara IT Solutions», что было разного, что подобного в опыте работы?
Анастасия: Они равны в том, что везде много анализа, но разного. В позиции IT-консультанта в «Awara» был анализ бизнес-процессов в компании заказчика, как его можно грамотно «положить» в нашу систему с учетом той специфики, которая у него есть. Нужно было очень много «прошерстить» документации, функционала и понять, как он вообще работает, чтобы потом настроить продукт. В «Intermedia» нам уже давали больше определённой аналитики по конкретной задаче или блоку задач, с неким ограничением по сроку. Чтобы Вы понимали, специалист в позиции «Project manager» должен больше времени отдавать управлению и ведению самого проекта (обычно проектов может быть несколько) и до аналитического блока просто не хватает времени; именно тогда «Project manager Intern» помогает и решает нужные задачи по проекту в аналитической области.

Каков был итог?
Анастасия: Стажировка в «Intermedia» закончилась, но должность не открыли: в компании договорились о том, что держим связь, если что-нибудь потом откроется, появится, то тогда нас проинформируют. Я со спокойной душой продолжаю дальше работать в «Awara IT Solutions». Осенью того года в «Awara» начался новый проект, на котором я наконец-то почувствовала, что означает настоящий IT-консалтинг. К нам пришла зарубежная компания, чье российское представительство располагалось в Москве и для него необходимо было настроить консолидированную отчетность по всем видам бизнес-процессов: от закупок, продаж и логистики, до зарплаты и бухгалтерии в «Microsoft Axapta», так как была озвучена четкая позиция головного офиса за рубежом, что всё должно быть только в этой программе. Помню, что было непросто совмещать постоянные командировки в Москву с обучением в Университете ИТМО. Как было договорено с заказчиком, к определенному сроку (к весне) проект был сдан, предоставленный и настроенный продукт мы запустили, сотрудники клиента в нем работают, всё в порядке. И как раз в это время звонок от Екатерины Никифоровой: «Настя, привет, как дела?» А у меня все хорошо, как раз только зарплату повысили, первый месяц как получила нормальную хорошую сумму и сразу волна воодушевления, рвения, горы своротить готова, все отлично! Задаю Екатерине вопрос: «Что-нибудь случилось?» Оказывается, что просто поддерживали связь. Ну, думаю, «ок», в очередной раз выдохнула, никто ничего не предлагает, выбирать между компаниями не надо, продолжаю спокойно работать. А уже через неделю получаю письмо с информацией от Екатерины, что у них открывается позиция «Бизнес-аналитика» и меня приглашают.

Настоящая интрига, что происходит потом?
Анастасия: Это было просто невыносимо тяжело для меня! Когда я еще была в «Intermedia» на стажировке, мне было интереснее там, так как сразу было приложение сил к конкретным задачам, в то время как в «Awara IT Solutions» я еще только проходила предметное обучение с погружением в тонкости IT-консалтинга, еще не было серьезного проекта, в котором бы я максимально была задействована (он появился позже, осенью). Здесь, в «Intermedia», я была ближе к своей работе, которую мечтала делать, и по задачам мне здесь было ближе. В тоже самое время, в «Awara», я уже приняла участие в работе по серьезному проекту, многое знаю, многое могу и умею хорошо делать; меня стали ценить. И тут, вот такая дилемма.

Как ты справилась, как был сделан выбор?
Анастасия: Неделю ходила как «в воду опущенная» и долго думала. Рассказала о ситуации родителям, молодому человеку, друзьям. Пришла на собеседование в «Intermedia», во время которого пришлось общаться «вживую» с Директором департамента по разработке, и параллельно нужно было вести диалог по Skype с вице-президентом компании в Америке. Прошла общение, вышла, выдохнула. Собеседование прошло очень интересно: все, что спрашивали, было логически структурированно, все было близко, все ответы были знакомы, благодаря глубокой проработке тем с преподавателями кафедры ИТГС в Университете ИТМО. Про себя постоянно думала: «Меня же могут еще и не выбрать, правильно? Ну, что я сюда пришла? Вспомнить как здесь было хорошо?». Уже вечером звонит Екатерина и сообщает, что «… всё, никто больше другой не нужен, мы тебя ждем!» Тут я не знала, что делать; внутри меня билось, боролось два важных момента. С одной стороны, было безумно стыдно, неудобно, некомфортно из-за того, что в «Awara IT Solutions» меня уже многому научили, и был человек, который занимался с нами – молодыми специалистами -, наш лидер - Римма. Тогда мы уже сдали серьезный проект, в компании появились серьезные ресурсы в нашем лице, и на подходе был новый проект. С другой стороны, меня терзало, что так - «хоп», и уйду в «Intermedia», в компанию, которую я знаю изнутри, где мне очень понравилось, и, при том, - на работу мечты? И тут понимаю, что, не могу я не попробовать, так как потом буду очень жалеть! Здесь и спектр задач разный, и сами задачи разноплановые: разработка, тестирование, аналитика, отчетность, и очень много общения. Во время выбора я и плакала, и переживала, но решилась поговорить на работе в «Awara» с Александром, старшим менеджером, и объяснила ситуацию, что ухожу. Началось самое ужасное: Александр меня тянул в одну сторону, Екатерина – в другую. И в это же время у меня состоялся диалог с нашим лидером – Риммой, которая сказала, что «Я тебя понимаю. Выбор за тобой, мы тут всё равно никуда не денемся и справимся. Всё в порядке, не переживай, иди! Если тебе там что-то не понравится или окажется не так, как ты ожидаешь, или что-то у тебя там не сложится, в течение года ты всегда можешь вернуться, за это время ты ничего не растеряешь». Я благодарна Римме за этот разговор, так как поняла, что шанс вернуться будет и другим шансом со стороны Екатерины я могу воспользоваться тоже. Было очень важно попробовать что-то новое, применить свои знания и навыки в другом деле.

У кадровиков есть такой прием: предложить больше, чем зарабатывает специалист. Скажи, на тот момент времени, в какой-нибудь мере, на твой выбор повлияли деньги?
Анастасия: Нет, я не выбирала между деньгами, на тот момент меня никто не перекупал. Финансовое предложение было абсолютно такое же. Мне очень жаль моего работодателя, так как единственный рычаг, который он был способен использовать по отношению ко мне,- это были деньги; он мог пообещать увеличить зарплату, выплатить некие новые бонусы. А мне была важна не денежная сторона вопроса, а именно мое профессиональное развитие, те задачи, которые заставляют двигаться дальше, и дальше, и дальше, и еще важны люди,- чтобы они были «на одной волне» с тобой.

Вспоминая свой жизненный опыт и опыт профессионального развития, что ты пожелаешь нынешним и будущим студентам кафедры Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере Университета ИТМО?
Анастасия: Помните, что даже если у Вас что-то не получилось на ЕГЭ, то жизнь на этом не заканчивается! Это лишь возможность что-нибудь изменить в своей судьбе. В этом случае не нужно расстраиваться: да, можно поплакать, но вот падать духом никогда, слышите, никогда нельзя! Это жизнь, в которой нужно пройти по тому или иному пути. По нему, возможно, лучше пройти по-другому, либо следует выбрать другую дорогу.

Пару слов еще скажу родителям абитуриентов.
 

Уважаемые родители, поймите, что мы, Ваши дети, в 16-17 лет не можем четко определить тот путь, по которому будем идти, не сворачивая всю свою жизнь. Это могут лишь единицы из нас; те, кто знают путь наперед и имеют представление о нем - их мало. Помогите нам выбрать не направление или какой-нибудь профиль, а выбирать вуз, который будет охватывать наибольшее число профессиональных возможностей. Тогда у нас, Ваших детей, будет больший выбор возможностей, куда пойти учиться и работать. Если говорить об Университете ИТМО, то у нас очень много разных направлений, и не только IT. Смотрите на ценность знаний и их действительное практическое применение в дальнейшем. По своему опыту обучения могу сказать, что я благодарна кафедре ИТГС за возможность совмещать несколько профессиональных направлений, за базовые и востребованные на рынке знания, за возможность заниматься любимым делом, благодаря чему я способна быть программистом, тестировщиком, аналитиком, project manager, системным администратором, а если захочу – то и дизайнером, т.е. в плане профессий в IT - это очень значительный спектр выбора и возможностей, сформированный на платформе знаний, которые могут пригодиться.



О том, как все устроено в кадрах от первого лица
Рассказывает Екатерина Никифорова, директор по персоналу компании «Intermedia»

О кадровом отборе 
Важно уделять особое внимание отбору потенциальных кандидатов на уровне университетов. Это великолепный способ быть ближе к выпускникам и видеть плоды их трудов. Отмечу, что именно на защите выпускных квалификационных работ сразу видно всё: и уровень осознанности, и понимание ответственности, и способности, умение доносить свою мысль и слово, видна проработанность и детализация самой работы, поэтому, когда сидишь в приемной государственной экзаменационной комиссии и видишь защиту выпускных квалификационных работ, то за один-два дня из списка в двадцать человек можно сразу идентифицировать тех потенциальных сотрудников, кого бы хотелось забрать к себе в компанию. Это оптимальное сочетание времени и самого процесса: даже не нужно устраивать дополнительное собеседование; сразу видно человека и специалиста по тому, как он защищает выпускную квалификационную работу.
В этом году я также планирую принять участие в слушании выпускных квалификационных работ у выпускников кафедры Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере.

О стажировках
Обычно, на оплачиваемую стажировку предлагаю воспользоваться этой возможностью нескольким людям. Из 5-6 человек к нам в компанию на стажировку приходит 2-3 человека. По результатам стажировки получается так, что мы готовы предложить им полноценное трудоустройство. Наша компания «заточена» под то, чтобы брать специалистов с опытом работы 2-3 года.

О профессиональных качествах
Любому человеку в жизни необходимо брать ответственность, хотя бы за себя, поэтому ответственность является неотъемлемым качеством сотрудника в любой компании. Внутренняя личностная ответственность очень важна. А представителю кадрового департамента должны быть присущи: гибкость, адекватность и клиентоориентированность, потому что HR в IT это тот человек, который должен понимать, что он делает жизни людей, работающих в этой сфере, лучше, комфортнее и осознанно интереснее, то есть поддерживает процессы жизнедеятельности таким образом, чтобы было комфортно, чтобы было хорошо, и чтобы люди чувствовали, что ими занимаются, что их ценят, что за их успех радуются и стараются их развивать.

Фоторепортаж и текст беседы: Елизавета Кобец
Ведущий инженер
кафедры интеллектуальных технологий
в гуманитарной сфере Университет ИТМО

Информация © 2015-2018 Университет ИТМО
Разработка © 2015 Департамент информационных технологий